Я Москвы не представляю без такого, как он, Короля!

Ростислав Петрович Король (1915 – 2002) туризмом увлекался с детства. Будучи подростком, с упоением читал книги о приключениях, любил спорт: плавал, мог часами ходить на лыжах, увлекался велосипедными прогулками. Позднее велосипед сменился мотоциклом. В 1935 году в многодневном походе прошел по Военно-Грузинской дороге. Это был, так называемый, зачетный поход, первой категории трудности. Летом 1937 года Король участвовал  в скоростном 1650 километровом велопробеге по маршруту: Ростов – Новороссийск – Сухуми – Тбилиси – Орджоникидзе. А зимой 1938 года – в многодневном агитпоходе на лыжах по колхозам Истринского района Подмосковья. Туристы-активисты помогали колхозникам организовать соревнование на лучшую подготовку к весеннему севу.

Зимой 1939 года, будучи студентом МВТУ им. Баумана, Король использовал каникулы для горнолыжного перехода через Главный Кавказский хребет от станицы Псебай через перевалы Яртыкварта и Псеашхо до Красной Поляны. В институтской газете «Ударник» 25 февраля 1939 года политрук похода Г. Петров писал: «Поход научил внимательному отношению к товарищу, подчеркнул преимущества коллективной борьбы с невзгодами и обогатил каждого участника горнолыжным опытом в суровых условиях зимы, который можно будет с успехом применить, если потребуется, для обороны нашей великой родины».

Через несколько лет, работая инженером, во время очередного отпуска Король прошел по Верхней Сванетии через перевал Бечо, на следующий год отправился пешком по алтайской тайге, а еще через год пересек снежные перевалы Заилийского Ала-Тау в Средней Азии. Потом провел, как руководитель, много водных, пеших, горных и лыжных походов по малоисследованным и труднодоступным районам Кавказа, Памира, Тянь-Шаня, Приполярного Урала, Саян и Алтая.
Любитель плавания, горных лыж, велосипеда, он всю жизнь был страстным пропагандистом спорта и активного отдыха. Публиковал заметки и фотографии во многих газетах и журналах, выступал перед любителями путешествий на слетах, проводил консультации в городском клубе туристов. «Туризм – это спорт сильных. Он воспитывает волю, самообладание и чувство долга перед товарищем», - еще в 1956 году написал Ростислав Петрович в «Литературной газете».
В 1958 году Ростислав Петрович стал мастером спорта и возглавил на общественных началах квалификационную комиссию Московского городского клуба туристов, сменив на этом посту А.В. Лощилова. Приходя после работы в городской туристский клуб, Король оформлял документы на присвоение спортивных разрядов и званий «Кандидат в мастера спорта» и «Мастер спорта» по туризму. За сорок три года работы под руководством Р.П. Короля, квалификационной комиссией с 1958 по 2001 год звание «Мастер спорта» присвоено 310 московским спортсменам.

Доброжелательность, принципиальность, требовательность, аккуратность, скромность, высочайшая эрудиция, огромное человеческое обаяние и достоинство Ростислава Петровича Короля, без преувеличения, знакомы не только всем мастерам спорта, но и большинству московских туристов. Сам Ростислав Петрович – обладатель знака «Заслуженный путешественник России».

Король посвятил всю жизнь служению одной профессии, достигнув предельных высот в понимании сути своего дела. Вся трудовая биография Ростислава Петровича связана с АНТК им. А.Н. Туполева, где он прошел путь от инженера-разработчика до руководителя службы стандартизации и за высокие результаты в работе отмечен многими правительственными и ведомственными наградами.

Ростислав Петрович не любил говорить о трудных «перестроечных» временах любимого КБ. Мало кто представлял, в каких условиях он тогда работал – по холодам не топили, и элитные кадры – специалисты отечественного самолетостроения элементарно мерзли; зарплата была не просто смехотворной – чисто символической, не доходила даже до прожиточного минимума. Но Ростислав Петрович никогда на это не жаловался, он умел довольствоваться малым. Близкие друзья Короля знали, что он был более чем скромен, скорее даже аскетичен в быту. В сложный период, в связи с нехваткой средств, АНТК им. А.Н. Туполева, сокращая штаты, уволил, к сожалению, многих своих квалифицированных сотрудников, но не Ростислава Петровича, возраст которого давно уже был пенсионным. Таким специалистам, как он, замены не было. 

Худощавый, выше среднего роста, Король ходил, слегка наклоняясь вперед, по-юношески легко. Никто бы и не догадался, что ему далеко за восемьдесят. Как-то он позвонил мне.
- Ростислав Петрович! Как здоровье?
- Да, ничего, спасибо. Правда, сегодня подустал. - Слушаю и думаю, что же – возраст, слава Богу, больше восьмидесяти лет – не шутка! А Король продолжает:
- Катался вот с утра на горных лыжах. А там сломался подъемник. Пришлось несколько раз в горку по старинке!

Король любил пошутить над своей фамилией. Рассказывал, как по работе позвонил в Моссовет.
- Говорит Король из КБ Туполева. С кем я говорю?
- Король?... Вы говорите с Графом!

Смеялся, что потом с этим чиновником, по фамилии «Граф» несколько лет по служебным вопросам созванивался: «Говорит Король – Граф слушает!».

Все друзья и знакомые Ростислава Петровича знали, он страстный поклонник фотографии. Знаменитые «королевские» фотоальбомы – отчеты о пройденных путешествиях побудили многих к занятиям туризмом. Король старательно фотографировал каждый шаг участников путешествия, умело подмечал необычные детали. Очень любил сам проявлять фотоснимки.

Листать фотоальбомы Короля – большое удовольствие. Вот стройные, похожие на кипарисы тянь-шаньские красавицы-ели. А рядом – закат солнца на незамерзающем высокогорном озере Иссык-куль. В другом альбоме собраны снимки, сделанные на Алтае в 1950 году. Изумительное по красоте Телецкое озеро (Алтын-кель – «золотое озеро»), самое большое на Алтае. Оно сжато со всех сторон отвесными горными массивами, поэтому почти все реки при впадении образуют пороги и водопады. Лихим всадником смотрит с лошади сам Ростислав Петрович. Это уже фотоальбом памирского похода 1952 года, когда группа под руководством Короля прошла пятисоткилометровый маршрут через системы рек Саук-Сай, Каинды и Сель-Деру, побывала на грандиозном, изрезанном трещинами леднике Федченко.

Однажды Король признался мне, что много лет, занимаясь фотографированием, все же ощущал, что мастерства маловато. Решил подучиться у знаменитого фотографа – Евгения Гиппен-рейтера. Когда они путешествовали вместе, Ростислав Петрович старался использовать любую возможность, чтобы подсмотреть, на что нацеливает свой объектив Гиппенрейтер. Рассказывал с усмешкой: «Он сфотографирует, отойдет, а я бегу на то место, где он только что стоял, и тоже фотографирую. Потом проявляю, сравниваю… Все вроде бы одинаково, а у Гиппенрейтера все же где-то в деталях, не так, как у меня. Он то веточку «лишнюю» «схватит», то камень. Мелочь! А впечатление от снимка совсем другое».

В московском городском туристском клубе часто  вспоминают Короля: «Педант, никогда ничего не забывал». «Интеллигентская косточка. Тактичен». «Шутил. С ним всегда было интересно». И неизменно – улыбки, светлые, как сама память о Ростиславе Петровиче, который умел быть добрым другом каждому, не зависимо от возраста и ранга, как настоящий Король туристского дела, у которого хотелось учиться.

Прошло почти десятилетие, как его не стало. А память о такой интересной дружбе греет сердце. Это, наверное, счастье – прожить очень долгую жизнь как он - с юношеской душой, смотря на мир удивленно, принимая его всем сердцем и делая лучше для других.

На снимках - Ростислав Петрович Король  и его фотоработы.








Комментарии