От армейских порядков не страдаю

Больше полвека девизом туристского клуба «Лидер» было: поход состоится в любую погоду. Правда, иногда на туристских маршрутах бывает, когда сильный ветер и дождь, снег и мороз начисто лишают желания продолжать путь. Хочется одного – надежной крыши над головой и тепла. Но, увы! Спортивный туризм не позволяет расслабляться, и на вопросы местных жителей: «Куда же вы в такую непогоду?», мы, руководители, часто отшучивалисься: «Нам обязательно нужно идти. Мы ребят к армии готовим!».
И вот они, долгожданные армейские письма… от клубовцев…

Кустов Игорь

К службе привык довольно быстро, туризм мне очень помог в первых шагах службы. И сейчас чувствуется более высокая «живучесть» и приспосабливаемость к окружающей среде. Первые наряды я «переносил» (так как они суточные) довольно легко. Сказывалась привычка, обретенная в походах и ночных соревнованиях. В моей работе нередко приходится переносить тяжести, поэтому туристская подготовка и здесь идет на пользу. После службы я решил…, естественно, активно продолжать заниматься туризмом.
Карасев Сергей

Если бы не туризм, не знаю, как всё и было бы. Дело в том, что городские ребята, не привыкшие к обычному труду, очень долго привыкают буквально ко всем трудностям.
 Помню, еще учитель химии давал нам тесты, вроде «Перешел бы ты речку?», «Залез бы ты на скалу?» На все вопросы я отвечал утвердительно. Получалось, что я слишком рискованный. Сам даже не знаю, почему. А ведь сколько раз в походах мы проделывали это!
Так теперь и не знаю, как бы я повел себя на швартовке, в дождь, снег, грязь по колено, когда согреваешься только в работе. Если почувствовал слабость, опустил руки, то все – считай «каюк». У нас в десанте говорят: «Две минуты орел, остальное – лошадь!».
Как бы я прыгал с самолета, если бы в горах не привык к высоте. Летишь и ждешь, что увидишь всю землю с небес, с большой высоты, во всей красоте, как с любой вершины наших маршрутов. Как жил бы с ребятами, работал в коллективе? Всё это дал туризм.
Только тут отделением, взводом, ротой, а там – группой, с инструкторами. А самостоятельность? А постоянная мысль о самостраховке? Шаг в сторону, и улетел куда-нибудь. Так и тут: от общих правил никуда. Вечно живешь мыслями: меры безопасности и т.п. Сам себя контролируешь, проверяешь, страхуешь, а потом уже твои командиры. В некоторых вопросах нам все доверяют самим. Например, сейчас швартуем машины и сразу бросаем, без всяких проверок, сверху. Доверяют не что-нибудь, а технику в наши, такие же, как и у всех, руки. Чуть что (ну, там, узелок), и … до самой земли «свободное падение».
По моим первым выводам есть три поговорки, отражающие нашу жизнь десантников:
1. Две минуты орел, остальное – лошадь.
2. Попал в ВДВ – гордись, не попал – радуйся.
3. У десантника свободное время приравнивается к свободному падению.
Каждое воскресенье праздник – кросс. Бежим и празднуем.

Петров Александр

Привет вам с Дальнего Востока. Узнал немного из истории нашей части. Оказывается, это о ней написана песня «По долинам и по взгорьям».
Основные трудности в службе то, что в первое время очень раздражена психика. У человека, занимавшегося туризмом, этот этап проходит легче, хотя и не без особого труда. Он уже обладает психикой, способной выдерживать значительные нагрузки. Эта особенность вырабатывается, скорее всего, вследствие продолжительного и тяжелого труда, надежды только на себя: «Если не я, то кто же?».
Физическое состояние человека, прошедшего туристскую школу, нельзя даже сравнивать с состоянием человека, впервые столкнувшегося с трудностями. Даже из всех видов спорта туризм по физическим нагрузкам стоит на первом месте. Человеку, занимающемуся, например, легкой атлетикой, стоит приложить несколько усилий, и он располагает всем необходимым для полного отдыха. А турист должен еще и обеспечить себя топливом, едой, приютом и т.д. Ему еще надо приложить и физические усилия, и силу воли.
Конечно, туризм к армии специально не готовит, но он развивает те качества, которые необходимы человеку на службе, да и в дальнейшей жизни. К тому же туризм развивает чувство коллективизма.

Александров Дмитрий

Прихожу к выводу, что наматывать портянки – это не самое главное. Главное – это научиться работать коллективом. А этому у нас в клубе неплохо учат. Кстати, если привыкнуть к той дисциплине, которая была в клубе, то не покажется муштрой и дисциплина армейская.
Туризм в армии мне помог тем, что я привык постоянно преодолевать трудности. Это почти рефлекс у меня в организме. Это за счет силы воли, полученной в туризме.

Матвейчук Дмитрий

Здесь можно применить то же правило, что и у нас в походах: всегда делай то, что делает командир (руководитель) и никогда не будешь в отстающих.
Когда хорошее настроение, я пою наши песни.

Попов Михаил

Не столько важны физическая и волевая подготовка, как полное понимание, усвоение и согласие с тезисом (как в песне) «Человек не меньше человека. В этой теме важен верный тон». Морально-волевая подготовка туриста в армии дает такие же результаты, что и на сложном участке или сложной, или просто тяжелой ситуации в походе.
 Человек с хорошей морально-волевой подготовкой не может быть лентяем, и, следовательно, в здоровом коллективе обеспечит себе и другим нормальную жизнь. А в нездоровом коллективе, во-первых, не дает себя в обиду и сможет даже один изменить психологическую атмосферу в коллективе. В любой ситуации турист с хорошей морально-волевой, физической, технической и, конечно же, тактической подготовкой сможет найти оптимальный выход.
Кроме того, условия турпохода меняют отношение человека к себе и меняют привычки. Курение в армии, несмотря на то, что курят очень многие, – вещь совершенно неприемлемая. Точно так же, как и в походе, так как курящий человек не в состоянии выполнять некоторые виды работ и действий, необходимых в армии.

Большаков Евгений

Давно ничего не писал. Соскучился! Тоска берет, что вы все в походе, а я здесь. И вообще 22 месяца ни походов, ни вас не увижу! Так что  буду раз в месяц посылать письмишко в родной домик, чтобы изредка вспоминали старого Джона, между прочим, ефрейтора.
Я же тут ходить разучиваюсь. Когда вернусь, может быть, возьмете меня в поход под руководством Миши Родина, так лягу трупом в первый же день. К тому же, такого типа, как я вообще в поход нельзя будет брать. Сачком стал ужасным. По должности своей ничего не делаю, только руковожу да командую, а могу еще и наряд вне очереди объявить. Чтобы командовать так, как от нас требуют, надо крепко поверить в свое превосходств во всем, а я к этому не стремлюсь. Вообще, я больше боюсь вернуться домой таким, каким я должен быть сейчас. Но мне это мало грозит.
Служится мне сравнительно легко. Исключительно потому, что занимался в секции и привык к дисциплине, то есть научился понимать, что когда можно и нужно делать, а когда нельзя. Считаю, что  все ребята, которые у нас (точнее у вас) занимаются, если попадут в армию, будут служить также легко, как и я, и даже легче.
Спасибо, что написали. Читал и с тоски помирал, что пропустил такой поход, пропускаю еще один и еще, Бог знает, сколько пропущу. Две зимы и лета мне ни одного похода не видать. Ну а живется мне не так уж и плохо. Во всяком случае, легче и лучше, чем многим. Это во многом благодаря тому, что в походах привык к некоторой дисциплине и от армейских порядков не страдаю.
 Стал я здесь «швеей-мотористкой». То, что я люблю и умею помастерить всякую ерунду, сильно облегчает мою службу. От обеда до самого ужина могу не заниматься строевой, и могу немного отдохнуть от своего сержанта, так как делаю учебные пособия. И мне хорошо, и начальству.
Мы ездили на хозработы в Эстонию. И тогда по пути увидел значки симпатичные в одном киоске на вокзале. Финансов у меня хватило только на три значка. Посылаю эти значки в письме. Вы уж на меня не обижайтесь, делите, как хотите.

Никольский Павел

В моей службе произошли некоторые перемены. Я возглавил комсомольскую организацию подразделения. До этого организации попросту не было, только на бумагах. Теперь пытаюсь двинуть дело, начав с создания нормального коллектива. Использую опыт работы в клубе. Но работать страшно трудно. Во-первых, я не до конца продумал, что и как делать. Не получается быть всегда последовательным и принципиальным. Во-вторых, современная армия заставляет стремиться ребят к минимуму деятельности. Большинство страшно пассивно и несамостоятельно. В-третьих, все приходится начинать практически с нуля.
Да еще условия службы таковы, что нет времени собраться и толково пообщаться между собой. Командиры «страшно далеки от народа», на них рассчитывать не приходится. Посмотрим, что будет дальше.
Сама служба поразительно стабильна и размерена, без всяких отклонений и неожиданностей, если не считать железнодорожные караулы, в которых можно отвлечься, поездив из Калинина по Московскому округу. Обычный расклад: караул, два дня работ, затем опять караул и т.д.
С приходом зимы, чисто по-армейски, начались совершенно летние работы: строим, бетонируем, кладем асфальт, моем, красим и ставим на хранение технику. Военный дубизм уже давно надоел и не вызывает особо отрицательных эмоций. Да и служить осталось чуть-чуть.

Шахрай Владимир

Перед Новым годом у нас был полевой выход. К этому мероприятию нас очень «старательно» готовили. Старательно – в кавычках, так как почти не готовили.
Армия – большой дурдом. Поэтому приказы сверху, насчет того, что укладывать в вещмешок изменялись очень быстро. И, наконец, перед самым выходом утвердили список: плащпалатка – 1 шт., ОЗК (какой-то защитный костюм) – 1 шт., котелок, кружка и ложка. Далее, противогаз, автомат АК-74 (калибр 5,76 мм), подсумок с одним магазином. Это – экипировка. Ватные штаны (на слона), солдатский ватник, валенки. Это – одежда. Это все надевалось поверх полушерстяного костюма (просто ПШ). Шапка с опущенными и завязанными «ушами» и лицевое полотенце на морду до глаз. На ногах – лыжи «Турист». В руках – палки. Это все.
Выход состоял из трех дней. Двадцать седьмого утром в 5 часов нас по тревоге подняли и выгнали на плац. После построения мы вернулись в казарму и оделись по-настоящему. Не позавтракав, мы часов в 6 вышли на полигон.
Наш полигон в семи километрах от учебного центра. Это нормальная, уезженная и кое-где разрытая танками и БМП дорога. Шли, неся лыжи на плечах. Дошли, одели и побежали. Темень, хоть глаз выколи. Минут через 50 привал. Завтрак в солдатской кухне. Мороз - 25°С. Губы липнут к холодному котелку! Чай в котелке такой же. Кое-как поев и собравшись, в атаку, вперед!!! Развертывание в цепь! Взвод, к бою!!! И т.д. и т.п. И так весь день до обеда. Плюс пальба из автомата, взрывпакеты под ногами, ракеты в небе. Ад!
Почти весь день бегали на лыжах по глубокому снегу за БТР комбата. Веселый человек комбат! Полотенце на морде колом, брови белые, ресницы прилипли так, что трудно отодрать и открыть глаза! Во! Истинно сибирская зима.
Разгоряченные, вернувшись на место завтрака, разожгли костры. Грелись два часа. Кухня опаздывала. Пообедали и пошли обратно в казарму. Ночевок в поле не было, а жаль! И так три дня. Плюс чистка оружия.
 Каждый раз по возвращению мокрая спина. Казарма находится от столовой недалеко, метров 400. Но при морозе - 25°С, мокрой спине и  одном ПШ - это ужасно. Почти вся рота кашляет. Человек 20 в медсанбате и т.п. Наш четвертый взвод по итогам соцсоревнования на полевом выходе занял первое место среди батальона! Мое отделение признано лучшим в роте.
И после всего этого наш взвод в праздничном наряде по столовой с тридцать первого на первое. Как говорится, весело, весело встретим Новый год! Но мы отмечали Новый год первого, после наряда в 21.00. Отмечали 45 мин. Съесть все не успели, поэтому оставили на завтрак. И с полными животами отбились за 45 сек.