Впечатления детей - участников кавказских путешествий

Часто мы путешествовали в межсезонье и обычно по предгорьям Северо-Западного Кавказа – в весенние и осенние школьные каникулы. Всякое бывало в этих походах. Вот, что писали дети после таких путешествий.




Брызгалин Владимир, 14 лет



Поход на Северо-Западный Кавказ вызвал во мне много разных чувств и впечатлений. Я, благодаря этому походу, многое узнал и увидел. То, что я видел, было потрясающим, как по красоте, так и по масштабу.
Самое первое, о чем я хочу сказать, это, конечно же, о горе Папай. Когда на нее смотришь снизу, то Папай потрясает величием, а когда мы залезли на западную его часть и шли по ребру к Центральному Папаю, я даже сел. В прямом смысле сел, увидев такую красоту. Понимаете, когда ты смотришь снизу, это одно. Но когда ты не был ни разу на такой высоте, да еще смотришь с такого места, где слева обрыв и справа обрыв...
Смотришь на эту «картинищу» и видишь все как на ладони. Чувствуешь себя повелителем природы. А вызвано это тем, что ты смог залезть и выполнить поставленную задачу. Но в то же самое время подул хороший ветерок, и у меня мелькнула мысль, что если отсюда свалиться, то – все! Мне стало страшновато. Я ощутил себя песчинкой на фоне такого масштаба. Аналогичные чувства я испытал на Собере, и тогда только точно понял, что ради такой красоты стоит заниматься туризмом: ходить, мочить ноги и спать в холодной палатке.

Вольман Владимир, 14 лет


Этот поход будет незабываемой частью моей жизни. Это мой самый первый сложный поход. Я научился хорошо обращаться с альпенштоком, а также выживать в достаточно сложных условиях: с мокрыми ногами, мозолями, слякотью, холодом.
Перед походом я думал, что этот поход – что-то неимоверное. Но оказалось, что человек привыкает ко всему, даже к самому себе. Я считаю, что извлек большой опыт из этого похода. Это хорошая физическая и моральная подготовка. Я считаю, что все поставленные передо мной задачи, которые я сам и ставил, я выполнил и оправдал доверие, которое оказало мне начальство, взяв меня в этот поход.
Этот поход показал не только, насколько мы крепки физически, но и насколько мы состоялись как группа, коллектив. Все ребята показали себя с лучшей стороны. Никто не срывался и не орал друг на друга, хотя все зверски устали.
Мне понравилась эта новая должность, которая была введена в походе «дежурный командир дня». Хоть я сам и не был, но я наблюдал за другими, и все старались справиться по-своему, добиться порядка. Особенно мне понравился мой командир бригады, который не давал волю нервам, хотя я и срывался и грубил. И вообще все ребята мне понравились. Поход был очень поучительным, я узнал многих людей. Я отдохнул от всех: от родителей, родных, и побывал наедине с природой. А самое главное, с помощью нашего руководителя я разобрался в себе.

Иванова Анна, 17 лет


Этот поход был, наверное, самый лучший из всех моих походов (на это время). Я всегда мечтала попасть в горы. А залезть, честно говоря, даже не мечтала. Но вот моя мечта сбылась. Восхождение на Собер-Баш было для меня самым интересным и, наверное, незабываемым. Да и весь поход я не забуду долго. Я часто выезжаю на природу, но то, что я увидела в горах описать просто невозможно – одни эмоции, впечатления. Этот поход просто замечательный. И хотелось бы еще в горы.
Не знаю как для других, а для меня это был самый тяжелый поход, так как холод для меня - самое страшное. Я просто не могла заставить себя работать. Но я все же прошла это и очень, очень довольна. Наверное, я из-за этих трудностей и хожу в походы. А по поводу своего командования, – я справилась, у меня была замечательная бригада, я очень ею довольна. Прекрасные ребята. Все, кто меня окружал в течение этой недели, были просто замечательными. Младших ребят я узнала получше. Кто-то оказался очень трудолюбивым, а кто-то таким, как я и думала. Но все же они все показали себя. То, что они прошли и выжили в этом походе – это просто здорово. Я очень довольна, что попала именно в эту группу с этими ребятами.

Морозова Надежда, 15 лет


Благодаря плохой погоде, мы стояли лагерем несколько дней, что для меня было просто необходимо, т.к. из-за мозолей даже в ботинки было трудно влезть, не говоря уже о том, что каждый шаг давался трудно. Из-за этого пришлось отказаться от всех радиалок, кроме последней. Я просто не могла не пойти на Собер-Баш. Я думала, что будет труднее. Многие говорили: «Останься, в пути помирать будешь, всю группу задержишь и т.д., и т.п.» Но я твердо решила пойти и не жалею об этом, ведь на вершине было так здорово! И даже не очень устала, хотя в лагере были уверены, что я померла.
Не рассчитывала, что так быстро сдам. И так же не ожидала, что поход на Собер-Баш будет для меня так сравнительно легок. А еще мне хотелось сфотографировать водопады и шакалов. Еще меня поразили броды. Такие ощущения, когда в теплый уютный сухой ботинок заливается леденющая мокрая вода…
Вообще после всего, что я пережила, очень не хочется опять ходить в школу, жить обычной будничной жизнью. Я, наверное, еще не скоро опомнюсь от похода, буду каждые 5 минут вспоминать все новые и новые подробности. Ну а мою первую вершину я запомню навсегда.

Поветкин Артем, 15 лет


Мне понравились броды, они внесли разнообразие и принесли новые ощущения. Я не мог представить, что когда-нибудь в такую мерзкую погоду самовольно войду в речку по колено. 

Сироткин Александр, 14 лет


Я попрощался с мамой – так началось мое путешествие. В поезде мы ехали два дня. Было очень весело, мы пели песни и ходили друг другу в гости. Поход замечательный, только с погодой не повезло. Ехали в весну, а там – зима. О себе я узнал, что мне очень нравится манная каша, особенно когда ее готовит Аня.

Шмакова Мария, 10 лет


Когда мы приехали в станицу Убинскую, и я увидела предгорья, они меня очень поразили и показались такими высокими. А когда возвращались, они показались мне холмами. Очень было неудобно спать под снегом, даже не представляю себе, как спят под ним медведи. И было страшно остаться без руководителей, когда все пошли радиально смотреть 20 водопадов на Соленую Балку.
А когда девочки из моей палатки начали ставить палатку, то я нашла примулу. Я так обрадовалась! 

Веселков Сергей, 14 лет


Команда, в которой я был, замечательная, особенно мой бригадир. Ну, просто чудо. Сам он говорит, что он страшный, но на самом деле он хороший человек. В первые дни было очень сложно. Рюкзак у меня был очень тяжёлый, а я был красный, как помидор.

Выставкина Марина, 16 лет


В этом походе оказывалось так, что состав «тройки» - это были старшие. Когда я вдруг задумывалась, что «пятёрки» с нами уже нет и спрашивать не у кого, а пора принимать решение самим, становилось немного неуютно. Но если об этом не задумываться, то все у нас получалось, причем ничуть не хуже, чем у них. Только в этом походе я действительно осознала, что теперь мы - старшие и именно у нас будут учиться опыту теперешние и будущие «новички».

Иванов Сергей, 14 лет


Самым интересным было увидеть стихию своими собственными глазами. До сих пор я вспоминаю, как под ливнем окапывал палатку и одновременно вычерпывал воду перед тубусом. Именно тогда понимаешь, что значит сухая палатка.


Комментарии